Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

Любовь родителей к детям безусловна. Такое чувство является самым важным компонентом в детско-родительских отношениях и оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Во взрослой жизни «недолюбленные» дети часто обесценивают собственные достижения, страдают неврозами, низкой самооценкой и различными комплексами. Но другая крайность - гиперопека тоже опасна для неокрепшей детской психики, так как может привести к формированию выученной беспомощности и инфантильности. В связи с этим родителям важно соблюсти разумный баланс и придерживаться определенных правил воспитания детей, чтобы избежать серьезных последствий.

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

Особенности домашнего воспитания

Семья – это первая в жизни воспитательная среда ребенка. Именно она вносит основной вклад в его развитие и способствует формированию ключевых навыков, нравственных чувств, интеллекта, привычек и мотивов.

Несмотря на то, что в семье ребенок проводит совсем немного времени (часть дня он находится в детском саду или школе, посещает кружки или секции), это время представляет особую ценность. Дома он учится говорить, играть, читать, выполнять несложные бытовые задачи, делиться с близкими своими эмоциями и переживаниями.

Если родители придерживаются правильной модели поведения и не допускают серьезных ошибок, им несложно корректировать и оперативно пресекать негативные проявления и стимулировать положительные порывы. Мать и отец оказывают самое большое влияние на развитие и фактически формируют личность ребенка.

Малыш и мама
Малыш и мама

Мать – естественный, «природный» воспитатель. Своей любовью и ежедневной заботой она с первых дней жизни удовлетворяет врожденную потребность новорожденного в эмоциональном общении. А по мере взросления добавляются чувства защищенности и уверенности. Все это обогащает эмоциональный мир ребенка, учит сопереживанию и сочувствию. Дефицит материнской ласки часто приводит к тому, что дети вырастают эгоистами или впоследствии становятся эмоционально ущербными личностями, которым не характерно чувство сопереживания.

Не менее значимая роль отведена отцу. Если мать – это безусловная любовь и забота, то отец – это дисциплина и рациональность, что актуально как для мальчиков, так и для девочек. Сын, невольно копируя отца, овладевает необходимыми для взрослой жизни стереотипами мужского поведения. Для дочери отец – это образец «правильного» поведения мужчины. И это может повлиять на то, какого мужчину она выберет себе в мужья для совместной семейной жизни.

Привычки, которые получены в семье, остаются на всю жизнь.

Методы воспитания детей

Общеизвестные методы воспитания детей, которые применяются буквально с первых дней жизни, существенно отличаются от тех, которые используются для других возрастных групп. Они помогают формировать личность без крайностей и перегибов, чем нередко грешат неопытные или молодые родители.

Метод бесед и убеждений

Спокойный, убедительный разговор без криков и повышения тона голоса поможет скорректировать модель поведения ребенка. С помощью убеждений можно пояснить, почему он поступил неправильно и какие могут быть от этого последствия. При этом важно приводить серьезные, но понятные для восприятия аргументы. А в конце воспитательной беседы следует пояснить, как лучше действовать дальше, чтобы исправить ситуацию.

Убеждение ребенка
Убеждение ребенка

Не все могут успешно применять метод бесед и убеждений. Чтобы добиться положительного эффекта, необходимо проявить выдержку и терпение, что возможно не во всех ситуациях. Но при правильном применении метод помогает даже в воспитании младенцев, которые еще не могут говорить. Они понимают родителей благодаря интонации, которая в зависимости от характера слов может быть разного окраса.

Метод положительного подкрепления

Ключевое правило педагогики: за каждым поступком должна последовать соответствующая реакция. Именно по таким маякам ребенок строит свое восприятие мира. И если он сделал что-то хорошее (убрал игрушки, выключил телевизор, полил цветы), отец или мать своими действиями сразу должны дать ему понять, что это правильно (обнять, поцеловать, дать конфету). Эффект можно закрепить вербальной похвалой («умница», «молодец» и т. д.). И в следующий раз в аналогичной ситуации он будет придерживаться такой же модели поведения.

Метод положительного подкрепления не рекомендуется использовать, чтобы стимулировать ребенка больше или чаще есть. Впоследствии во взрослой жизни это чревато расстройством пищевого поведения.

Метод отрицательного подкрепления

Чтобы воспитательный процесс проходил максимально эффективно, важно чередовать положительные и отрицательные эмоции. На любой негативный поступок ребенка (например, если он специально, показательно что-то сломал) должна быть соответствующая и правильная реакция.

При использовании такого метода важно не переусердствовать и не выйти за рамки дозволенного, иначе можно нанести серьезную эмоциональную травму. Чтобы реализовать отрицательное подкрепление можно использовать наказание, словесное замечание или укор.

Чтобы продемонстрировать, что так делать нельзя, можно выбрать любой вид наказания, который приемлем и не противоречит устоям семьи. Самый популярный прием – это временный тайм-аут, когда на какое-то время ребенка оставляют одного. Для этого его можно отвести в отдельную комнату или посадить на стул. За время тайм-аута он должен осознать, что поступил неправильно, за что и был наказан.

Типичная ошибка при использовании метода отрицательного подкрепления – это заставить ребенка в качестве наказания выполнить какую-либо работу по дому (например, помыть посуду, подмести пол, выгулять собаку и т. д.). Как следствие, в дальнейшем он будет ее всячески избегать из-за сформированного ассоциативного ряда.

Дети и нежелание делать уборку
Дети и нежелание делать уборку

Метод счета «1-2-3»

Самый гуманный и простой метод показать ребенку, что он что-то делает неправильно – это дать несколько секунд для переосмысления ситуации. Для этого следует громко посчитать от одного до трех, делая небольшие паузы между каждым счетом. Но сначала важно объяснить, какое наказание последует, если за отведенное время ребенок не изменит тактику своего поведения. Например, можно сказать, что на выходных он не пойдет гулять в парк или на целый день останется без мультфильмов.

Если за отведенное время манера поведения не изменится, придется продемонстрировать серьезность своих намерений, реализовав озвученную угрозу. Важно выполнить намеченное до конца, не обращая внимания на крики и слезы, иначе в следующий раз «счет» не окажет должного эффект и не будет воспринят всерьез.

Физическое воздействие

Самый нежелательный метод воспитания – это физическое воздействие. Детей бить нельзя! Такой контакт может сделать из ребенка эмоциональную жертву, нанести глубокую душевную травму и негативно повлиять на психоэмоциональное состояние. Современные родители редко пользуются таким методом, осознавая все возможные риски и последствия.

Как правильно воспитывать детей

Каждый родитель хочет воспитать счастливого, здорового и всесторонне развитого ребенка, что не всегда бывает легко, когда нет опыта и профильных знаний. Но это не повод пускать воспитательный процесс на самотек. А чтобы избежать серьезных ошибок, психологических травм и эмоциональных потрясений, достаточно прислушаться к мнению психологов, которые дают советы родителям по воспитанию детей.

Время на игры

Уровень тревожности напрямую зависит от времени, которое ежедневно тратится на игры. При этом часто наблюдается снижение эмпатии, появляется ощущение беспомощности, депрессия и детский нарциссизм. Игры остро необходимы для последующей адаптации, поэтому не следует ограничивать ребенка (лишать «детства»), что особенно актуально в возрасте до 5-ти лет. В противном случае в более зрелом возрасте можно столкнуться с расстройствами социального или эмоционального характера, которые будут тяжело поддаваться психологической коррекции.

Ребенок играет
Ребенок играет

Познание окружающего мира

Желание познать мир - это врожденная склонность, которую в любом возрасте нужно всячески поддерживать. Это лучше делать в форме игры, предложив несколько вариантов решения одной и той же задачи.

Если дать ребенку игрушку и показать только одну возможность для ее использования, он будет думать, что она больше ничего не умеет. Но если предоставить свободу действий, он быстро сам догадается, как ее можно использовать без посторонней помощи.

Дружба со старшими

Еще в 30-х годах XX века известный психолог Лев Выготский сформулировал определение термина «зона ближайшего развития». Это деятельность, которую младенец не может выполнить самостоятельно или со своими одногодками, но может сделать при поддержке взрослых людей. Выговский считал, что это крайне важно для ребенка. Таким образом он развивает свое мышление, получает новые умения и навыки, взаимодействия с другими людьми.

Маленький ребенок, оказавшись в разновозрастной группе, может заниматься тем, что он не смог бы делать в группе ровесников или самостоятельно. В такой среде гораздо проще учиться и получать новые навыки, просто наблюдая за действиями других или слушая разговоры старших. Более того, «старшие» всегда лучше заботятся и эмоционально поддерживают «младших», чем их ровесники.

Общение со старшими по возрасту детьми способствует социальному, физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка.

Всесторонняя поддержка

По мнению психологов, чтобы стать экспертом в любом деле, необходимо 10 тыс. часов практики. И этим стоит руководствоваться родителям, которые заметили у сына или дочери какой-либо талант. Без всесторонней поддержки невозможно работать 10 тыс. часов. Но если мать и отец проявят участие, будут поощрять, активно побуждать и стимулировать ребенка работать, он в итоге сможет добиться большого успеха и признания. Такой метод воспитания детей в семье получил название «совместное развитие».

Прикосновения и объятия

Тесный контакт – это не прихоть, а острая необходимость для младенца. Проявление привязанности способствует увеличению выработки окситоцина, который часто называют «гормоном счастья». Он «дарит» удовольствие и создает ощущение защищенности. Под действием окситоцина образуются новые нейронные связи. Поэтому важно любить своих детей, поощрять их стремления к тесному контакту и объятиям.

Объятия как способ показать свою любовь
Объятия как способ показать свою любовь

Дефицит любви в детском возрасте часто способствует появлению серьезных проблем во взрослой жизни. В первую очередь это касается личной жизни и социализации в обществе.

Плохое и хорошее

Если за плохим поступком не последует наказание, детский мозг посчитает его хорошим. А это крайне опасно в плане выживания индивидуума. С другой стороны, если младенец, когда заболеет, будет получать определенное вознаграждение, то у него сформируется четкая долговременная связь. Он будет ошибочно полагать, что это нормально и даже из-за этого может чаще болеть.

Детский мозг «воспитывается» не по учебникам и пособиям. Он реагирует на изменения в содержании нейрохимических веществ. И родители должны ему помочь научиться правильно воспринимать этот мир, адекватно реагируя на те или иные проявления. Соответственно, следует хвалить и поощрять за хорошие поступки и наказывать на неправильные или опасные действия.

Воспитание дошкольника

Воспитание детей дошкольного возраста – это очень сложный процесс, когда необходимо создать все условия для адаптации к школе и процессу обучения. Только в этом случае ребенок сможет легко освоиться в школьном коллективе, будет проявлять интерес к новым знаниям и добьется хороших успехов в учебе.

Особенности развития в возрасте 1-5 лет

В возрасте 1-3 лет дошкольник постигает окружающий мир и постепенно приобретает навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни. Но в два года происходит резкий скачок в умственном и интеллектуальном развитии. Как следствие, развивается память, пространственное воображение и абстрактное мышление. В таком возрасте крайне важно поддерживать и стимулировать умственное развитие в несложной для восприятия игровой форме: пением, чтением, играми и совместным творчеством.

Третий год считается переломным, так как ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью. Такой период психологи называют кризисным, так как в это время поведение ухудшается, ребенок часто истерит, кричит и плачет без видимых на то причин. Но родителям стоит адекватно реагировать на подобные проявления и выбрать правильную модель взаимоотношений с дошкольником. В противном случае это приведет к появлению целого ряда комплексов.

В три года активно развивается речь. Постепенно она становится полноценным и основным средством коммуникации. В данный период жизни обогащается словарный запас и тренируется речевая функция. Но основным видом деятельности по-прежнему остаются игры, только они уже не абстрактные, а сюжетные.

Сюжетные игры детей
Сюжетные игры детей

В первые три года жизни формируются основные черты характера и эмоциональные особенности личности. Постепенно совершенствуются умственные операции и улучшается моторика. В 4 года игры меняют свой характер и становятся ролевыми, что указывает на взросление. Именно в это время родители должны больше внимания уделить обучению. Но при этом для всестороннего развития показаны умеренные физические нагрузки.

Особенности физического воспитания дошкольника

В первые 6-7 лет жизни формируется работоспособность, появляется выносливость, а организм активно растет и физически развивается. В этот период дети крайне активны, много и охотно двигаются, а потом легко восстанавливаются после нагрузок. В связи с этим важно всеми доступными способами поддерживать высокую физическую активность, которая положительно влияет на иммунитет. Для этого следует:

  1. Уделять внимание вопросу укрепления здоровья. К примеру, выполнять несложные упражнения для профилактики плоскостопия, следить за осанкой и т. д.
  2. Сформировать основные двигательные навыки. В частности, научить плавать, бегать, ездить на велосипеде или лазить по деревьям.
  3. Развивать скорость, улучшать координацию движения, тренировать ловкость и выносливость. С этой целью можно приобщить дошкольника к зарядке, утренним пробежкам, купанию в холодной воде и т. д. Чтобы стимулировать физическую активность, можно приобрести недорогой спортивный инвентарь.

Особенности умственного воспитания

Если от качества физического воспитания напрямую зависит иммунитет и здоровье дошкольника, то умственное поможет адаптироваться к учебе и легко воспринимать новый материал. Будущий первоклассник должен уметь:

  1. Находить до 6-ти отличий между похожими предметами, полностью копировать движения или простой узор, не отвлекаясь в течение 15-ти минут делать одно упражнение/задание. Наличие таких навыков указывает на достаточный уровень развития внимания у дошкольника.
  2. Разукрашивать картинки, не выходя штрихами за границы. Навыки владения карандашом и кистью для рисования крайне важны для развития моторики. Впоследствии ребенку будет проще научиться писать.
  3. Пересказывать несложные сюжетные линии из прочитанных книг, помнить до 10-ти картинок и до 3-х предложений. Рассказывать наизусть короткие стишки. Наличие таких навыков указывает на достаточное развитие памяти и мышления у дошкольника.
  4. Считать, знать и различать цифры, решать несложные примеры на сложение и вычитание. Уметь определять текущее время по часам и различать формы предметов.
  5. Знать ФИО (свое, мамы и папы), адрес проживания. Иметь общие представления о животных, деревьях, птицах, днях недели, времени суток и месяцах. Это говорит о том, что ребенок знаком с окружающим миром.
Ребенок разукрашивает
Ребенок разукрашивает

В процессе дошкольного воспитания особое внимание должно быть уделено мыслительной деятельности, сенсорному развитию и становлению речи.

Как нельзя воспитывать детей: психология и ошибки воспитания

Эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от поведения матери и отца. Но многие не осознают, как важно выбрать правильную модель поведения, чтобы не спровоцировать стресс и не нанести психологическую травму. Чтобы избежать серьезных последствий, в процессе воспитания не стоит допускать таких ошибок:

  1. Манипулирование. Самые страшные слова для ребенка – это обещание перестать его любить, если он не будет слушаться или не выполнит поставленную задачу. Это может нанести ему серьезную травму и сформировать ложное представление, что любовь нужно заслужить. Ребенок, родители которого часто подобным образом манипулируют, во взрослой жизни будет всем угождать, даже в противовес своим интересам (т. е. «заслуживать» любовь). В итоге это может повлиять на выбор будущего партнера и модели семейной жизни.
  2. Чрезмерная опека. Тотальный контроль порождает инфантильность. Как следствие, ребенок не может принимать решения и действовать самостоятельно. Поэтому, если у сына или дочери появилось желание что-то сделать самостоятельно, важно предоставить им такую возможность. Это особенно актуально в возрасте 3-х лет, когда начинает проявляться самостоятельность. Например, перед прогулкой матери проще самой одеть ребенка, в то время как он хочет сделать это сам. В такой ситуации лучше заранее начать сборы, чтобы не создавать напряженную обстановку.
  3. Гипоопека. Еще одна крайность – это отсутствие внимания и заботы в семье, когда дети чувствуют себя нежеланными и нелюбимыми. При такой модели поведения родители считают, что их основная задача – обеспечить базовые потребности и научить самостоятельности. Они игнорируют детские проблемы, что, как правило, обусловлено наличием проблем в самой семье.
  4. Отсутствие личного примера. Если мать невротична и тревожна, ее младенец буквально с первых дней жизни будет испытывать такие же чувства. Дети воспринимают этот мир через призму родительского поведения и поступков. И если не заниматься самовоспитанием, любые попытки культивировать другие, не характерные для себя качества, не принесут желаемого результата.
  5. Жизнь ради детей. Это типичная ошибка, которую часто допускают неопытные мамы. В любом случае нельзя говорить ребенку, что ради него пришлось от чего-то отказаться или пожертвовать. Это может поспособствовать формированию целого ряда комплексов от чрезмерно завышенных требований.
  6. Игнорирование, постоянные крики, телесные наказания. Мать и отец – это близкие для ребенка люди. Им можно доверить сокровенное, попросить совета, рассказать о тайнах и переживаниях. Физические наказания, унижения и крики – это своеобразный акт бессилия. И родители, которые следуют такой системе, создают напряженную атмосферу и теряют доверие. С точки зрения психологии, игнорирование (когда не разговаривают и не отвечают на вопросы) - это самое тяжелое наказание. В целом это является признаком невротического расстройства и психопатии.
Телесные наказания -  недопустимый способ воспитания
Телесные наказания - недопустимый способ воспитания

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?
Анна Соколова
Детский психолог

Развитие и воспитание детей – это прямая обязанность родителей. Но если не следовать определенным правилам, можно нанести непоправимый вред неокрепшей психике ребенка, что впоследствии повлияет на всю его дальнейшую жизнь.

Вопрос эксперту

Стоит ли полностью отказаться от гаджетов?

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

Неконтролируемое использование гаджетов действительно может нанести серьезный вред ребенку. Например, из-за дефицита «живого» общения часто наблюдаются явные признаки недоразвитости устной речи и отсутствие навыков социализации в обществе. Но в целом полностью отказаться от использования гаджетов не стоит, тем более, что можно подобрать обучающие мультфильмы или телепередачи, которые будут способствовать развитию дошкольника.

Воспитываю сына одна и не хочу, чтобы он вырос «маменькиным» сыночком. Что для этого нужно сделать?

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

В первую очередь культивируйте в сыне чувство ответственности. Важно дать ему понять, что вы ему доверяете и не можете обойтись без «мужской» помощи. Дайте ему больше свободы и поручите несложные домашние обязанности. При этом старайтесь не указывать, что ему нужно сделать и не пресекайте попытки выполнить какую-то работу по дому самостоятельно. Так он вырастет безынициативным и инертным. Если сын не общается с родным отцом, обеспечьте ему возможность коммуницировать с другим взрослым мужчиной, которому вы доверяете (дядей, дедушкой и т. д.). Можно отдать сына в «мужскую» спортивную секцию. Идеальный вариант: восточные единоборства, хоккей, бокс.

Как лучше наказать хулигана 5-ти лет? Уже пробовали разговоры, лишение сладкого, даже ставили в угол, но все это не принесло желаемого результата.

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

Сына в первую очередь нужно любить и понимать, а сами по себе наказания – это не гарантия того, что он больше не будет хулиганить. Такое поведение может быть обусловлено отсутствием доверительных отношений или попыткой привлечь к себе внимание. Сначала разберитесь, что «заставляет» сына хулиганить, и тогда станет ясно, что необходимо сделать.

Дочка (4 года) очень стесняется и ведет себя крайне замкнуто в обществе. Как ей помочь стать более открытой и наладить контакт со сверстниками?

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

С одной стороны, замкнутость может быть особенностью ее характера. Если у нее есть хотя бы один близкий друг, то у вас нет повода для беспокойств. Но, возможно, ей нужна помощь для социализации. В этом случае вам лучше обратиться за консультацией к психологу.

Как правильно воспитать ребенка, чтобы стать для него авторитетом? Не могу наладить контакт с дочерью.

Любовь и воспитание ребёнка. Как совместить эти понятия?

Сначала постарайтесь построить доверительные отношения, избегайте необоснованной критики и жесткого тотального контроля. Продемонстрируйте свою готовность прийти на помощь в любой ситуации. Важно, чтобы дочь чувствовала вашу поддержку и знала, что вы всегда будете на ее стороне.

Дата обновления:20 марта 2024
Дата публикации:21 мая 2019
1196
Просмотров

Рейтинг страницы:


Средняя оценка: 0/5 (0 оценок)

Оставить комментарий:


Отзывы:

Top