6 шагов к формированию здоровой самооценки ребенка

Как вырастить ребенка с адекватной самооценкой и без комплексов – 6 важных шагов. Самоуважение, чувство самоценности, родительский пример и другое.

6 шагов к формированию здоровой самооценки ребенка

Самоуважение и здоровое восприятие себя становятся залогом комфортного самоощущения ребенка в обществе и в кругу сверстников. Развивать адекватную самооценку важно для всех детей, ведь это напрямую связано с тем, как они будут относиться к себе и позиционироваться в социуме. Дети с низкой самооценкой плохо адаптируются к среде, испытывают трудности в обучении и выражении своих творческих способностей. Как родителям формировать правильную самооценку детей? В статье вы найдете 6 действенных советов.

  1. Начните диалог и будьте примером

Понаблюдав за своим малышом и заметив, насколько он не уверен в своих силах, обязательно обсудите это с ним. Спросите, что он чувствует, когда общается с ровесниками, чего боится, почему не говорит открыто, если ему что-то не нравится? Открытый и понимающий диалог в поле доверия поможет выяснить основные страхи и стеснения ребенка, а также определить, какое именно событие послужило почвой для отсутствия веры в себя.

Расскажите о себе, о том, что вам нравится в своем характере, а над чем нужно работать. Покажите, что у вас тоже есть слабые стороны – например, папа совсем не умеет готовить, а мама может нарисовать только деревце, но это не мешает им развиваться в разных направлениях. Вы должны транслировать детям свою уверенность в себе, показывать открытость к миру, гибкость в нестандартных ситуациях.

Начните диалог и будьте примером
Начните диалог и будьте примером

Замечайте успехи детей, их сильные стороны личности и мудрые поступки. Хвалите правильно, без обесценивающего «молодец». Акцентируйте внимание на действия, не комментируя характер. Не «Твой рисунок красивый, ты такой старательный», а «Ты нарисовал очень красиво, ты здорово постарался» – так у ребенка не будет создаваться впечатление, что только результат формирует его хорошесть для вас. Подчеркивайте важность процесса и развития.

С юмором относитесь к своим неудачам и показывайте младшим членам семьи, как все исправить. К примеру, мама может признаться, что всегда забывает взять листок со списком продуктов в супермаркет, и они вместе с уставшим папой бродят между рядами в поисках того, что могло бы пригодиться. Как это можно изменить? В следующий раз записать список в телефон и взять его с собой. Или поручить папе составить перечень. Ошибки – это не страшно. Именно ошибки делают нас людьми.

Будьте примером. Для девочки важно видеть, что ее мама любит быть женщиной, наряжаться и красить губы, ухаживать за телом и волосами, бережно обращаться со своим здоровьем. Для мальчика – наблюдать, как отец общается с другими мужчинами уважительно и авторитетно, помогает маме по дому, может смастерить что-то и разобраться с любой проблемой, даже когда не сразу все получается.

  1. Давайте обратную связь без критики

Иногда трудно сказать ребенку, в чем он должен быть лучше или где стараться больше. Но четкая обратная связь помогает детям развивать чувство собственного достоинства. Секрет в том, чтобы говорить с ними с мотивирующей риторикой, а не обесценивающей или критикующей. Ваша задача напутствовать ребенку в совершенствовании навыков, а не заставлять его чувствовать себя плохо. Многие взрослые с ностальгией вспоминают, как им нравилось мастерить поделки в школе или решать задачи, но после критического замечания учителя или семьи они начинали терять энтузиазм, переставали стараться и в итоге делали все хуже и хуже. Возможно, при правильной поддержке хрупкая способность могла вырасти в нечто большее.

Давайте обратную связь без критики
Давайте обратную связь без критики

Позитивная самооценка приходит вместе со стремлением к желаемому. Вместо критики спросите ребенка, какие цели он ставит перед собой. Помогите ему выбрать краткосрочную и длительную цели, покажите перспективы. Вместо наездов вроде «Ты опять принес двойку и не прибрал шкаф» можно сказать: «С двойками в аттестате трудно перейти в другую четверть, закончить школу и получить классную работу, что думаешь?» и «В твоем шкафу может затеряться небольшой слон – прибери там, и быстрее сможешь пойти на улицу к ребятам».

Отмечайте даже маленькие изменения к лучшему. Если вы станете воспринимать как должное то, что ваш ребенок старается, он будет чувствовать, что вам это не важно, что сколько бы он ни старался, вы не заметите, а значит зачем? Либо напротив, начнет стараться слишком сильно, фанатично, с перфекционизмом, что в перспективе станет поводом для возникновения синдрома отличника и повышенной тревоги. В голове у школьника сформируется мысль: когда я хорошо учусь, меня любят, чем больше я стараюсь, тем больше меня одобряют. В итоге намечается некая гонка за совершенством, которая никогда не оканчивается. Все, что вы добьетесь игнорированием успехов или жесткой критикой – это тревога, желание заслуживать одобрение и любовь в ущерб себе и своим интересам, а следовательно, низкая самооценка и чувство собственной никчемности.

  1. Помогите выработать установку на рост

Помогайте детям осмысливать негативные установки и убеждения. Установка на рост позволяет малышам верить, что рано или поздно их способности улучшатся. А вот ощущение своей бесполезности заставляет ребенка думать, что он никогда не сможет научиться этому. Меньше мотивации – меньше старания – меньший результат – меньше мотивации. Этот круг никогда не разорвать, если не изменить хотя бы одно звено.

Помогите выработать установку на рост
Помогите выработать установку на рост

Когда ваш сын говорит вам: «Я не могу это прочесть, это так сложно, давай закончим», ответьте: «Послушай, это выглядит и правда сложным, давай подумаем, как это исправить и разобраться с чтением». Из роли жертвы, которая вынуждена смириться с обстоятельствами, вы превращаете ребенка в активную фигуру, которая берет ответственность за свои умения и находит решение проблемы.

  1. Ошибки = опыт

Ошибки – это нормально, они есть у всех. Если нет ошибок, значит, не опыта их исправления. Транслируйте ребенку мысль, что терпеть неудачи – это норма, но не нормально смиряться с ними всегда. Каждый раз, когда что-то не выходит, нужно пытаться снова и снова. Каждая решенная проблема усиливает веру в свои способности.

Когда трехлетний ребенок проливает сок, не надо кричать, какой он бестолковый и как вы устали вытирать стол и полы – спокойно скажите: «Вот неудача! Давай я дам тебе тряпочку, ты вытрешь столик, а я – пол».

Если восьмиклассник приходит с колом в дневнике, не спешите наезжать. Спросите, почему такая оценка, какую именно тему он не понял и чего, на его взгляд, не хватило для хотя бы средней оценки. Попробуйте помочь ему, если дело в неподготовленности. Дайте возможность взять ответственность на себя и исправить отметку.

Ошибки = опыт
Ошибки = опыт
  1. Хвалите подход и старания, не только результат

Важно хвалить детей, но не только лишь за конечный итог, а и за старания, приложенные на пути к нему. Не сосредотачивайте ребенка на цели, иначе он не заметит процесс. Конкретная и честная похвала – верный путь к адекватной самооценке. Если вы будете твердить, что главное – результат, то вы обесцените все труды ребенка и дадите ему понять, что пока он не добился конечной цели, он не поработал, не справился, он – недостаточен.

Найдите способы похвалить ребенка, даже если результат вышел неудовлетворительный. Да, его поделка выглядит неказисто, но начинал он очень здорово. Что, если вернуться к первым этапам и продолжить второй раз? Вы можете отметить прогресс в спорте или игре на пианино: «Помнишь, игра давалась тяжело? Сейчас совсем другое дело!»

  1. Предлагайте успешные ролевые модели

Сравнивать детей с их ровесниками или братьями и сестрами – дурная родительская привычка, которая провоцирует соперничество, чувство зависти и другие неконструктивные состояния. Пусть источниками вдохновения, а не объектами для сравнения, станут спортсмены, музыканты, ученые, актеры и даже персонажи книг или фильмов. Актер, сыгравший Гарри Поттера, например, сказал, что выполнение некоторых сцен из кино помогло ему справиться с неуверенностью в себе. Не приводите в пример близкое окружение, потому что так вы словно выбираете между ребенком и кем-то еще, решая, что хуже всех ваш ребенок.

Предлагайте успешные ролевые модели
Предлагайте успешные ролевые модели

Рассказывайте историю не для упрека или сравнения, а чтобы вдохновить. Это правда помогает верить в то, что при нужных усилиях, с помощью друзей и близких, с компонентом удачи и творчества, а также с разрешением себе ошибаться получается все задуманное.

Дата обновления:20 марта 2024
Дата публикации:18 января 2021
729
Просмотров

Рейтинг страницы:


Средняя оценка: 0/5 (0 оценок)

Оставить комментарий:


Отзывы:

Top